«Быть интересной гораздо важнее, чем красивой в привычном смысле этого слова» - неистовый слоган поколения, который зародился в 90-х годах в Европе.
Больше 20 лет назад интеллектуальность впервые бросила вызов слепой сексуальности, борясь за право демонстрировать не только тело, но и способность мыслить и рассуждать.
Тогда же открыто заговорили и про гендерные различия: мода на унисекс заполнила подиумы, биллборды и глянец, а затем вернулась к истокам - на улицы.
Так, появилось понятие oversized (от англ. «негабаритный») - объемные вещи, больше на несколько размеров, можно было увидеть повсеместно, так же как одежду в стиле «спорт-шик» и джинсовую ткань. Каблуки уменьшались, платформы набирали вес, а макияж становился всё незаметнее. Поклонники минимализма ликовали - наконец, простые белые рубашки в сочетании с разными фасонами брюк вытеснили яркую диско-моду прошлого десятилетия. Стиль ценителей небрежного стиля рок-музыкантов тоже набирал популярность.
Даже те, кто старался оставаться верным откровенной эстетике тела, вынуждены были меняться: сексуальные образы стали замысловатыми и даже концептуальными. Вместо глубоких декольте и джинсов с заниженной талией, в 90-х в моду вошли вещи, приоткрывающие плечи и бёдра.
Быть собой
Актуальный макияж времени - не что иное, как отражение его духа и продолжение модных тенденций. Эпоха супер-моделей, чьи имена скорее нарицательные, чем существительные - Линда, Синди, Наоми, Кристи - казалось бы, формировалась вокруг неземной красоты лица и безупречного тела.
Но за успехом этих женщин стоит нечто большее, чем внешность. Каждая из них - цельная личность, индивидуальность со своим мировоззрением и взглядом на красоту. Сочетание обаяния, интеллекта и самоуверенности стало новой сексуальностью, а само это понятие очень расширилось. Яркий тому пример - Кейт Мосс. Модель совсем «немодельного» роста с андрогинной внешностью - контраст впечатляет. Её образ распахивает дверь в эпоху «героинового шика», когда бледная кожа, болезненный вид и фигура, соседствующая с анорексией, стали роскошью.
Кобейновский гранж
Если с natural look всё ясно с первого взгляда (нюдовые оттенки, нежный румянец, свежая кожа), то с гранж - это совсем другая история: появившийся благодаря новому музыкальному движения и группе Nirvana, он вызвал поистине большой резонанс. Молодежь примеряла растянутые свитера и грубые армейские ботинки, а модные критики называли это явление «стилем нарядных бомжей».
Идеал красоты по-прежнему опирался на понятную всем естественность, но более агрессивную, пропитанную духом улиц.
Гранж - это, прежде всего, бунт, вызов обществу. На лице появляется тёмная помада: бургунди, вишня, спелая слива и сдержанный алый - оттенки готики, которые придавали бледной коже аристократизм. Макияж глаз тоже стал агрессивнее - дымчатые, слегка «поплывшие» смоки напоминали о бурных ночных тусовках, коротком сне и не одной паре коктейлев.
А как же мы?
В Украине и странах постсоветского пространства о 90-х годах вспоминают с долей ужаса: на улицах царил беспредел, граничащий с анархией, а нарочитая безвкусица и вульгарность была в моде.
С распадом Союза открылись границы, а на «голодное» постсоветское пространство попали турецкие вещи и дешевые подделки известных люксовых брендов. Рынки становились больше, магазины «Одежда» - все меньше. Жадное ко всему новому, «импортному», общество желало наверстать упущенное: яркие отголоски европейской моды 80-х дошли к нам только 10 лет спустя. Они хаотично перемешивались с модным, но дешевым денимом, спортивными костюмами и сетчатой одеждой. Лоск и нищета - главные герои того времени.
Мятые платья-футболки, экстремально короткая длина юбок, асимметричные топы, клетчатые рубашки, вязаные свитера, неоновые лосины и легендарные малиновые пиджаки - лучшие свидетели попыток людей быть модными. Среди популярных аксессуаров своё почётное место заняли значки, нашивки и чокеры, напоминающие браслеты-татуировки.
Безудержная и часто нелепая яркость в макияже - яркие румяна, перламутровые тени для век и тёмные помады - полностью соответствовала манере одеваться. В макияже есть сразу 2 акцента: на глаза и губы - максимализм приветствовался во всём.
Это логично: безудержный интерес к моде был вызван дефицитом одежды и косметики при Союзе и подкреплен глянцевыми журналами, которые заполонили раскладку прессы в каждом ларьке с надписью «Пресса».
Постсоветская эстетика сегодня
Мода имеет свойство повторятся. Так, в 2016-м на подиумах мы видим пиджаки и пальто с объемными плечами, непоколебимый деним, спортивные костюмы, практичный оверсайз и триумфальное возвращение гранжа.
Возрождение модных тенденций 90-х нетрудно объяснить.
Во-первых, последнее десятилетие в столетии Высокой Моды, которое ещё не повторялось: идеи не цитировали прошлые концепции, а совершенствовались или были абсолютно новыми. Во-вторых, прошло уже больше 25 лет, а значит, вещи приобретают статус винтажных. Это делает их весьма достойными модными объектами.
Неожиданным стало и то, что современные дизайнеры вдохновились именно эстетикой восточной Европы, чего ещё прежде не случалось. Возможно, этот феномен не станет историческим событием, но точно повлияет на последующее развитие модной индустрии.
Каноны красоты все так же следуют за модой: с появлением на подиуме образов 90-х, стилисты и визажисты во всю пропагандируют естественную красоту и гранж тех лет. Экстремально темная, почти черная помада - одна из таких цитируемых тенденций.
Нам, как зрителям, остается, затаив дыхание, ждать «новых» образов и силуэтов на подиумах мировых модных столиц.